Сопровождение систем – комплекс действий, направленных на поиск наиболее эффективных вариантов для устранения недочетов после запуска программы. Процесс выполняется с учетом существующих стандартов, потому при разработке и внедрении сложности не возникают.
Задачи и основные стандарты
В перечень основных стандартов, с использованием которых происходит сопровождение системы 1С, входят ISO/IEC 14764 и 12207, ISO 20000, COBIT v5, SWEBOK, ITIL v3. Этот процесс относится к составляющим жизненного цикла программы. Сопровождение следует после эксплуатации, которой предшествуют разработка, поставка и приобретение. По продукту вносятся изменения, направленные на устранение обнаруженных ошибок и проработку упущенных деталей. По результатам проведенной работы система оснащается новыми функциями. Это положительно сказывается на уровне использования и удобства программных продуктов.
Задачи следующие:
- восстановление нормального режима функционирования;
- улучшение оформления;
- расширение перечня функций;
- применение набора средств для взаимодействия с внешними системами;
- адаптация для использования с другим аппаратным обеспечением или после установки обновлений;
- реализация новых функций, эксплуатация в обновленной телекоммуникационной инфраструктуре;
- миграция унаследованного ПО;
- вывод из эксплуатации.
Этапы процесса сопровождения
Поэтапное сопровождение основывается на цикле Деминга (PDCA). Суть заключается в циклически повторяющемся процессе. Этот инструмент применяют при управлении качеством. Сначала поддержка тщательно планируется, затем реализуется, потом проверяют результат и на основании полученных данных осуществляют анализ текущего положения дел.
Система подвергается изменениям после разработки концепции. Сопровождение программы предусматривает наличие таких разделов:
- Область обслуживания ПО (типы помощи, уровень документов, ожидания заказчиков до проведения работ, оценка уровня знаний персонала, поставки продуктов, открытие «горячей линии»).
- Сопровождение на практике.
- Назначение ответственных за то, чтобы система функционировала полноценно.
- Определение стоимости комплекса работ (проезд до объекта, составление обучающих материалов для пользователей и сопроводителей, среда тестирования ПО и программной инженерии с ежегодной проработкой, начисление зарплат и премий).
Сопровождение выполняется по плану. Одновременно занимаются планированием и разработкой ПО. Наличие плана позволяет отобразить размещение запросов, нуждающихся в изменениях. Кроме того, в нем содержится информация о том, как будут поступать от пользователей сообщения об ошибках, сбоях и других проблемах.
Стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 определен такой порядок пунктов плана:
- Введение. Описывается система, определяется в каком состоянии пребывает продукт, рассматриваются варианты изменения. Определяются организации, ответственные за поставленную задачу. В протоколах прописываются условия, установленные путем взаимодействия.
- Концепция. Сопровождение отображает понимание проблемы, помогает определить уровень поддержки. Устанавливается период, в течение которого должны быть реализованы поставленные задачи.
- Организационные мероприятия, перечень работ, которые включает услуга. Составляется перечень ролей и обязанностей для сопроводителя и пользователя. Определяется инфраструктура процесса, предоставляются обучающие материалы и поддержка.
- Ресурсы, включающие персонал, программное обеспечение, технические средства, аппаратную составляющую, документы, данные. Система может подвергаться дополнительным требованиям.
- Технический процесс. Формируют описание из общих характеристик, без деталей. Рассматривают адаптацию под проект.
- Определение уровня обучающих мероприятий и выбор материала.
- Составление протоколов, отчетных документов. Помощь предоставляется с учетом запросов пользователей, распределенных по категориям с упором на приоритетность. Осуществляется сбор контрольных данных.
Сопровождение – решение для бизнеса, реализуемое специалистом по запросу компании. Технический процесс рассматривается как жизненный цикл ПО. Стабильно растущая компания "ИТ Логистик ЛАБ" обеспечивает соблюдение сроков и надежное партнерство.
Сопровождение сайтов и информационных систем для предприятия осуществляется на основании договора. Заказчик получает развитие, окупаются инвестиции. Компания, от которой исходит поддержка, исправляет недочеты и делает ПО более совершенным.