Собственник или руководитель при открытии розничного магазина или ритейла должен озаботиться о выборе подходящего софта для автоматизации процессов учета продаж. Если этого не сделать, то в процессе может выясниться, что функционала выбранной конфигурации не достаточно. Перед принятием окончательного решения изучите доступные продукты и их функциональные возможности.
Среди лидеров рынка автоматизации менеджмента торговли считаются два продукта компании 1С: «Управление торговлей» и «Розница». Эти конфигурации схожи между собой, но имеют определенные различия в функционале. Расскажем об этом подробнее.
1С:Розница
Платформа разработана для малого, среднего бизнеса с основным видом деятельности – сбыт товаров розничным способом. Софт простой, интуитивно понятный. Конфигурация имеет разделы для работы кассира (РМК) и первичного управленческого, складского учета, раздел маркетинга, организации закупок, менеджмента персоналом, ассортиментом, ценами и скидками.
«1С:Розница 8» имеет множество упрощенных конфигураций под реализацию различной продукции – продуктов питания, строительных материалов и инструментов, аптек, промышленных товаров, одежды и обуви и других.
С помощью этой программы автоматизируется подсчет фискальных чеков и поступления денежных средств как с одного торгового объекта, так и небольшой сети магазинов, франчайзинговой сети. Также 1С Розница подходит для внедрения в реализацию через маркетплейсы, собственный сайт, социальные сети и другие способы реализации через сеть Интернет. Программа позволяет подключить онлайн-кассу, терминалы, сканеры штрих-кодов и другое торговое оборудование, обмениваться документами по ЭДО. В разделе отчетности можно получать сводную информацию обо всех операциях, анализировать ключевые показатели, оценивать эффективность работы магазина и персонала.
1С:Управление торговлей (УТ)
Данная конфигурация софта разработана для среднего, крупного, но может подойти для мелкого бизнеса, ведущего деятельность не только в сфере поштучного сбыта продукции, но и оптового, а также предоставления услуг. Функционал позволяет автоматизировать операционный и менеджментский учет с помощью добавленных модулей:
- складского управления;
- управления финансами;
- работы с контрагентами.
С их помощью можно оптимизировать логистику склада, анализировать и планировать движение денежных средств, вести базу контрагентов, делать аналитику по работе с ними. Программа 1С:Управление торговлей больше рассчитан на сферу оптового сбыта товаров, внедрения в менеджмент ритейла.
Основные сходства и отличия программ
Обе платформы предназначены для автоматизации процессов торгового предприятия с выполнением основных операций:
- постановка на учет товаров, прибывших на склад от поставщиков;
- оформление перемещения продукции между точками сбыта и складами;
- оформление возврата продукции поставщику, от покупателей;
- оптовая, розничная продажа, в том числе комплектов;
- выписка накладных;
- перемещение денег между кассами торговой точки;
- подключение банковского терминала, прием платежей по безналичному расчету;
- ручная или автоматизированная настройка скидок;
- оформление и распечатка платежных документов (чеки, счета);
- оформления отчета после завершения кассовой смены;
- подключение, поддержка кассового оборудования, сканеров, весов и другого торгового оборудования.
В оба софта не интегрированы блоки для ведения бухгалтерского, налогового, кадрового учета. Они не могут использоваться для расчета налогов и зарплаты, однако данные обо всех операциях легко выгружаются в «1С:Бухгалтерия». Та и другая платформа способна объединять в сеть несколько розничных магазинов.
К основным отличиям относят интеграция в «УТ» функций для выполнения следующих видов операций:
- контролировать расчеты с поставщиками, контрагентами;
- оценить надежность клиента или поставщика;
- стратегическое планирование и учет финансов;
- выставление плана продаж в денежном выражении или штучном по номенклатуре;
- резервирование товара;
- управлять банковскими операциями и формировать отчеты о поступлении и расходовании денежных средств;
- анализировать ключевые показатели;
- управлять условиями работы с поставщиками и другие управленческие операции.
К ключевым отличиям также относят стоимость софта. Цена «1С:Управление торговлей» выше, чем стоимость «Розница», которая относится к бюджетным вариантам платформы для менеджмента продаж.
Если подытожить, оба софта – дополнение друг друга с возможным использованием возможностей каждого. Это актуально для внедрения программ для ритейла. Например, в «1С:Розница» можно добавить функции расчета на кассе с помощью подарочных сертификатов или интегрировать в интерфейс кассира товарные группы, по которым расчет производится по специальным ценам. А возможностями «1С:Управление торговлей» контролировать и анализировать бизнес-процессы.
Подводим итог
Для автоматизации продаж в единичных торговых точках и небольшого ритейла достаточно внедрить 1С:Розница. Она имеет весь спектр инструментов для менеджмента торговли в различных сферах, а относительно «1С:УП» имеет простые настройки. Для сферы розничной реализации продукции «Управление торговлей» - более сложный вариант. Добавление блоков для оптовой реализации товара значительно перегружают софт, в нем сложно разобраться и его сложнее настроить. Поэтому неизбежной статьей расходов предприятия станет дополнительное обучение персонала. Перед окончательным выбором можно воспользоваться бесплатным тестовым периодом. Для этого необходимо зарегистрироваться в программе, подключить демо-версию, внести свои данные.